Карта территориальных органов Ространснадзора

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Центральный федеральный округ

Главная страница Обращения Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

Перечень типовых, наиболее часто задаваемых заявителями вопросов и ответы на них

Вопрос: Правомерно ли выполняются полеты воздушными судами над населенными пунктами?

Ответ: Полеты воздушных судов над населенными пунктами регламентированы воздушным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Отступления от данного правила полета определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В частности, пункт 48 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» устанавливает, что полеты воздушных судов над населенными пунктами в целях осуществления мероприятий по спасанию жизни и охране здоровья людей, пресечения и раскрытия преступлений могут выполняться на высоте, обеспечивающей реализацию указанных мероприятий, с возложением ответственности за обеспечение безопасности выполнения полетов на уполномоченное лицо, организующее такие полеты. Также в соответствии с требованиями пункта 3.31 приказа Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» полеты воздушных судов могут производиться над населенными пунктами, расположенными в границах районов аэродромов, где выполняются полеты по маршрутам прилета и вылета для воздушных судов, следующих по правилам визуальных полетов на аэродромы и посадочные площадки.

Вопрос: Как вернуть стоимость за авиабилеты за невыполненный полет в связи с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Ответ: В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса РФ авиакомпания в рамках договора перевозки обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете. Полный список оснований для расторжения договора перевозки перевозчиком в одностороннем порядке указан в статье 107 Воздушного Кодекса. Перечень оснований для расторжения договора пассажиром не ограничен.

Порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы зависит от тарифа перевозки - возвратный/невозвратный - и времени оповещения перевозчика о расторжении договора воздушной перевозки - до или после окончания регистрации на рейс, указанный в билете. При этом в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки ему возвращается уплаченная провозная плата. Таким вынужденным отказом могут стать предусмотренные федеральными авиационными правилами действия перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки.

В частности, пунктом 227 Федеральных правил установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. При этом перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

Перевозчик вправе отменить рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении. Исключением являются полеты, связанные с вывозом наших соотечественников на территорию Российской Федерации из иностранных государств.

Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. В настоящее время отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований.

Таким образом, отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. А отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться после снятия запрета международного авиасообщения и при отсутствии факта отмены рейса перевозчиком, считается добровольным. В этом случае провозная плата возвращается пассажиру согласно условиям тарифа.

Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейса авиаперевозчиком считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки при продолжении полетов авиакомпании считается добровольным, и провозная плата подлежит возврату согласно условиям тарифа».

Дополнительно сообщаем, что за пассажиром остается право по вопросу возврата денежных средств за неиспользованные авиабилеты обратиться с претензией непосредственно к перевозчику, а в случае отказа удовлетворить такие требования, решать вопрос в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что процедурные вопросы претензионного производства, а также имущественные споры между сторонами договора перевозки, находятся вне компетенции Ространснадзора и решаются в порядке досудебного урегулирования или судебного разбирательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Вопрос: Порядок проведения фейерверков.

Ответ: Деятельность в сфере использования воздушного пространства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (далее – ФПИВП).

Производство фейерверков организуется согласно п. 56 ФПИВП «Использование воздушного пространства при проведении салютов и фейерверков высотой более 50 м осуществляется с разрешения центров Единой системы. Производство салютов и фейерверков в границах проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность запрещается».

Разрешение (запрет) на запуск фейерверков выдается центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

С подробной информацией можно ознакомиться на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) (www.favt.ru).

Вопрос: На основании чего осуществляются внутренние и международные воздушные перевозки пассажиров?

Ответ: В соответствии с п. 4 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82), перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок.

Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

Вопрос: Каковы сроки возврата пассажиру стоимости билета?

Ответ: Возврат денежных средств пассажиру, уплаченных за воздушную перевозку при прекращении договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика осуществляется в соответствии с Правилами авиакомпании, с которыми пассажир должен быть ознакомлен до заключения договора воздушной перевозки.

Вопрос: Законно ли предоставление воздушного судна меньшей пассажировместимости?

Ответ: В соответствии с требованиями пункта 76 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Вопрос: Какова процедура организации воздушных виртуальных экскурсий с применением БПЛА и виртуальных очков, передающих видеосигнал в реальном времени, в том числе:

- Необходимость получения разрешения от контролирующих органов и МО РФ;

- Необходимость регистрации дронов;

- Необходимость получения лицензии на пилотирование БПЛА;

- Согласование экскурсионных маршртутов и взлетных площадок;

- Процедура получения постоянного разрешения на полеты по выделенному маршруту;

- Необходимость оповещения контролирующих органов при каждом взлете и посадке дрона?

Ответ: Полеты беспилотных воздушных судов (далее по тексту-БВС) отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства. Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее-ФП ИВП).
Пунктом 52 ФП ИВП установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

Направление заявки (уведомления) об установлении временного и местного режима, представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином -владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее -Табель сообщений). Пунктом 9 абеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону ( факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полета воздушного судна (БВС), размещена на информационно телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет» www.ivprf.ruиhttp://gkovd.ru/servisy/. Хабаровский ЗЦ ЕС ОрВД 8 (4212) 41-8618, (4212) 415-359 (резерв) (4212) 709-461 - факс, http://dv.ivprf.ru/
При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину - владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФП ИВП дополнительно необходимо получить разрешение органа местного_ самоуправления такого населенного пункта.
Кроме того, основываясь на положениях раздела VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249.
А также согласно пункта 46 ФП ИВП использование воздушного пространства приграничной полосы при выполнении авиационных работ осуществляется при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В части регистрации беспилотных воздушных судов сообщаем, что во исполнение требований пп. 1 п. 1 ст. 33 ВК РФ Минтранс России разработал приказ Минтранса России от 06.07.2017 № 255 «О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05 Декабря 2013 г. № 457» (далее - приказ).
Приказ предусматривает, что БВС с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации, установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 Декабря 2013 г.

Приказ начал действовать с 16 сентября 2017 года.

По вопросам сертификации, регистрации БВС, порядку подготовки внешних пилотов БВС пользователю необходимо обратиться в Дальневосточное МТУ ФАВТ Росавиации, в полномочия которого, как указано выше, входят эти вопросы.
Напоминаем, что за нарушение вышеуказанных обязательных требований воздушного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных нарушениях РФ (ст. 11.3.; 11.4.; 11.5.).

Вопрос: Несёт ли авиакомпания ответственность за утерю багажа?

Ответ: Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а так же вещей, находящихся при пассажире регулируется статьей 119 Воздушного Кодекса Российской Федерации: за утрату багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Для получения материальной компенсации за утрату багажа необходимо обращаться в компанию-перевозчик.

Сроки предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках регулируются пунктом 2 статьей 127 Воздушного Кодекса Российской Федерации: в случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Вопрос: Разрешено ли производить фото и видео съемку на железнодорожных вокзалах, станциях Московского метрополитена, в зданиях аэропортов?

Ответ: В общественном месте не запрещается ведение любительской фото и видео съемки, в случае если фотографии не будут являться объектом коммерческой деятельности и их распространение не нарушит неприкосновенность личной жизни граждан. На объектах железнодорожного транспорта не запрещено проведение съемок для личного пользования, в случае, если это не мешает работе сотрудников компании. На объектах Московского метрополитена при проведении фотосъемки запрещено использовать профессиональную аппаратуру, штативы и фотовспышку.

Вопрос: Законно ли осуществление полётов вертолётами на низкой высоте над населёнными пунктами?

Ответ: В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов

в гражданской авиации Российской Федерации», за исключением случаев, в которых это необходимо при осуществлении взлёта, посадки или указанных в пункте 3.32 Правил, запрещено выполнять полет воздушного судна:

а) над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий – ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна;

б) в местах, не указанных в подпункте «а», на высоте менее 100 м. Полеты с отклонением от требований подпункта «б» Правил разрешены в случаях, когда это

не создает опасности для людей или имущества на земле при выполнении авиационных работ или летном обучении под наблюдением пилота-инструктора.

Дата последнего изменения 6 июля 2020 04:33